Гигиенические требования при работе за компьютером кратко. Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе

В силу простоты пользования, возможности индивидуального взаимодействия, высоких возможностей по переработке инфор­мации, наличия программного обеспечения, охватывающего практически все сферы человеческой деятельности, в настоящее время наибольшее значение из всех технических средств обу­чения приобретают персональные компьютеры.

Однако детальное изучение характера и степени влияния на здоровье школьников работы на дисплеях показало, что дли­тельное пребывание у экрана (монитора) компьютера без соб­людения санитарно-гигиенических норм и правил может пов­лечь за собой развитие некоторых заболеваний под влиянием следующих факторов:

Длительное статическое напряжение, являющееся причи­ной утомления мышц рук, спины, позвоночника;

Напряжение зрения, ведущее к нарушениям функций зри­тельного анализатора;

Воздействие электростатических и электромагнитных по­лей, вызывающих неблагоприятные изменения в иммун­ной системе, нервной и сердечно-сосудистой системах, в появлении риска заболевания экземой в случаях работы с дисплеем в течение 2-6 ч и более в день.

В связи с этим все виды компьютерной техники, применяе­мой в работе с детьми, должны иметь гигиенический сертифи­кат, включающий оценку визуальных параметров, и размещать­ся в специальных кабинетах информатики и вычислительной техники, которые нельзя оборудовать в цокольных и подваль­ных помещениях. Площадь этих кабинетов рассчитывают ис­ходя из 6 м2 на одно рабочее место, а высота должна быть не менее 4 м. Нормы параметров микроклимата в кабинетах информатики: температура воздуха 18-21"С, относительная влажность - 55-62 %, подвижность воздуха - I м/с. Уровни шума не должны превышать 50 дБ, освещенность на поверхности стола должна составлять 300-500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки учебных ма­териалов, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана свыше 300 лк.

Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать ги­гиеническим требованиям.

Для снижения отрицательных влияний компьютера на здо­ровье школьников необходимо соблюдать выполнение опреде­ленных гигиенических рекомендаций.

Требования к монитору:

Размер экрана дисплея по диагонали должен быть не ме­нее 31 см;

Использование мониторов с позитивным изображением (черные символы на белом фоне), так как они устраняют зрительный дискомфорт и снижают время переадаптации зрения при переводе взгляда от светлого учебника к тем­ному фону;

Применение антибликовых покрытий экрана и экранных фильтров, снижающих величину излучения;

Полная электротравмобезопасность,

Требования к клавиатуре:

Соответствие формы клавиш анатомическому строению пальцев руки школьника;

Размер клавиш не должен быть менее 13 мм;

При работе с клавиатурой локтевой сустав должен обра­зовывать угол, равный 90°.

Требования к рабочему месту:

Расположение компьютеров с учетом взаимного влияния их излучения;

Расстояние между столами с компьютерами должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями монито­ров - не менее 1,2 м;

Оптимальное расстояние глаз до экрана - 60-70 см;

Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/з его высоты.

Требования к позе школьника во время работы с компьютером:

Туловище слегка наклонено вперед;

Предплечья опираются на поверхность стола;

Поясничная часть спины опирается на спинку стула;

Сильные повороты головы следует исключать.

Длительность занятий учащихся на дисплее не должна пре­вышать (по классам): 1-х - 10 мин, 2-5-х - 15 мин, 6-7-х - 20 мин, 8-9 - 25 мин. Для учащихся 10-11-х классов на 1-м часе занятия - 30 мин, на 2-м - 20.

После занятий на рабочем месте следует провести гимнасти­ку для глаз, а после урока на перемене - физические упражне­ния для профилактики общего утомления.

Еще по теме Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе:

  1. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером
  2. Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах
  3. Санитарно-гигиенические рекомендации при работе на компьютере
  4. Использование технических средств в обучении школьников и их гигиеническая оценка. Гигиенические проблемы обучения школьников работе на компьютере, меры профилактики их неблагоприятного воздействия

А.А. Силаев, Л.Ю. Кузнецова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава

Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Компьютеры имеются во многих образовательных учреждениях нашей страны, в каждом третьем доме есть личный компьютер. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.

ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений . Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБА (при гигиенической норме 50 дБА). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека . Однако в действительности при гигиенических обследованиях кабинетов информатики в образовательных учреждениях обращает на себя внимание насыщенность их полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами (формальдегид, ацетон, толуол, фенол, озон). Уровни искусственной освещенности на рабочих местах в классах, как правило, бывают заниженными (150-200 люкс).

Исследование микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха превышает оптимальные уровни в 70% случаев и составляет 22-23 ° С (при норме 19-21 ° С). Относительная влажность воздуха в 60% случаев находится на уровне нижней границы нормы (55%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений классов, и это способствует накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли и поэтому легко проникать в легкие, вызывать конъюнктивиты и дерматиты .

СИСТЕМЫ-МИШЕНИ
Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%. Помимо этого отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушение аккомодации, бинокулярного зрения, стереозрения . Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40% .

Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна обнаруживается у 15-45% пользователей.

Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%, а трапециевидная - 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата. Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук. Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (лудомания, или игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств. Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них - это дети и подростки. Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь - готовлюсь к контрольной). Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу. У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами). По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе дети и подростки, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием.

Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления .

НОРМЫ
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.

Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 ° С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях.

Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.

ПРОФИЛАКТИКА
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног .

Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.

Список литературы:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473 с.
  2. Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. - 22 с.
  3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
  4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. - 96 с.

Сведения об авторах:
Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.


Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.

В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

1.Не допускается оборудовать рабочее место для работы с ПК в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных помещениях.

2.Площадь на одно рабочее место с ПК на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м.кв., а при работе с жидкокристаллическими (плазменными) мониторами- 4,5м.кв.

3. Рабочий стол (рабочее место) размещают таким образом, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к окнам, а естественный свет падал преимущественно слева

4.Для предотвращения выделения в воздух распада синтетических и лакокрасочных материалов при выполнении внутренней отделки интерьера используются полимерные материалы/

5.Для обеспечения более удобного наблюдения за экраном монитора конструкция ПК должна обеспечивать:

Возможность поворота экрана монитора в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении;

Регулирование яркости и контрастности.

Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона. Корпус ПК, клавиатура и другие блоки и устройства должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

6.Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии не менее 50 см (оптимально 60 - 70 см). Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следовательно, работа за одним монитором 2-х и более человек недопустима.

7. Конструкция рабочего места (стола, стула, кресла и т.п.) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы.Cохранены естественные изгибы позвоночного столба, голова слегка наклонена вперед, для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук предплечья опираются на поверхность стола. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым.

Для детей 6-10 лет- 15 мин;

Для детей 10-13 лет – 20 мин;

Старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

Оптимальное количество занятий в течение дня:

Для детей 6-10 лет– 1 занятие;

Для детей 10-13 лет – 2 занятия;

Старше 13 лет – 3 занятия.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

Проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы

Устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.;

Проведение во время перерывов сквозного проветривания помещения с ВДТ или ПЭВМ при отсутствии детей;

Проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 мин. для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости

Выполнение профилактической гимнастики

Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

II. Упражнения для глаз

1. Упражнение


Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)

2. Упражнение

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

3. Упражнение

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

4. Упражнение

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла

5. Упражнение

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд. Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.

На современных предприятиях работа многих офисных сотрудников связана с длительным нахождением за компьютером. В соответствии с действующими нормами негативное воздействие от монитора компьютера оказывает существенное влияние на организм сотрудника, что может расцениваться как вредный фактор в условиях труда. В данном случае, учитываться будет в первую очередь продолжительность взаимодействия служащего с компьютером.

На работодателя возложена обязанность – надлежащим образом организовать рабочее пространство сотрудников, которые в течение всего дня или его части работают с вычислительной техникой. Требования относительно условий труда пользователей ПК закреплены в нормах действующего законодательства. Согласно им служащие, работающие за компьютером более 50% своего трудового времени, считаются задействованными в работах с вредными условиями.

Если при проведении аттестации производственных площадей, данные трудовые места будут определены как имеющие вредные и/или опасные условия труда, то сотрудники, выполняющие на них свои должностные обязанности, получат право на выплату соответствующих компенсаций. Если по результатам оценки наличие негативных фактов не установлено, то компенсация служащим не предусмотрена.

Кроме того, для лиц, задействованных в работах с опасными и/или вредными факторами воздействия, предусмотрен обязательный первичный медосмотр и ежегодный повторный. Данная мера необходима для подтверждения их способности, в полной мере, выполнять должностные обязанности и предупреждения возникновения профзаболеваний.

Классификация степени вреда от работы за компьютером согласно действующему законодательству

В основном нормативном акте, регулирующем отношения между работодателем и работником – Трудовом кодексе РФ, отсутствуют нормы, предусматривающие возможность классификации длительную работу за компьютером, как имеющую вредные факторы воздействия. Из-за этого на практике нередко возникают ситуации пренебрежения санитарно-гигиеническими требованиями к условиям труда служащих.

Однако, несмотря на это, данные требования закреплены в ряде иных нормативных актах. В Типовой инструкции по ОТ № Р-45-084-01 закреплены негативные факторы, которые могут оказывать воздействие на организм служащих, продолжительное время работающих с компьютером:

  1. Низкий уровень ионизации воздуха;
  2. Увеличенные показатели электромагнитных излучений и статического электричества;
  3. Повышенные нагрузки на зрение трудящегося;
  4. Длительное статическое физическое напряжение.

Помимо этого длительное нахождение в сидячем положении нередко приводит к венозной недостаточности, искривлению позвоночника, ухудшению зрения и хроническому стрессу. Впрочем, большинства этих проблем можно избежать при правильной организации рабочего пространства. Поэтому требования касающиеся оборудования трудовых мест пользователей ПК включают обеспечение правильной мебелью, создание комфортных микроклиматических условий и необходимого уровня освещения.

Среди нормативных актов, регулирующих санитарно гигиенические условия труда с компьютерами, помимо указанной выше Типовой инструкции:

  • СанПиН 2.2.2./2.4. 1340-03;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №302н;
  • Приказ №426-ФЗ.

Что касается норм Трудового кодекса РФ, то в нем закреплены правила, касающиеся продолжительности рабочих смен и обязательных перерывов на отдых (ст.108 ТК РФ). Если на предприятии в процессе проведения оценки данные рабочие площадки были определены, как имеющие вредные факторы воздействия, то согласно ст.117 ТК, служащие, трудящиеся на них, имеют право на получение дополнительных дней ежегодного отдыха, в количестве не менее семи. Работодатель имеет право увеличить продолжительностью дополнительного отпуска путем фиксирования данного правила в локальных актах предприятия. Отзыв из дополнительного отдыха не допускается, как и замена его, денежной компенсацией. Исключением является только канальный расчет при увольнении служащего.

Санитарные нормы для работы за компьютером

Как уже было отмечено выше, правила организации рабочего пространства для работы за компьютером закреплены в Санитарных правилах, регулирующим порядок осуществления трудовой деятельности с использованием ПК и ЭВМ. При этом каждый компьютер на фирме должен пройти обязательную оценку вредности, результаты который отражаются в сертификате соответствия. Если же работодатель приобретает данное оборудование в фирменных салонах, то там оно проходит проверку в лаборатории, поэтому переживать относительно его соответствия требованиям безопасности не стоит.

При выборе техники необходимо учитывать, что она должна иметь возможность изменения положения экрана, таким образом, чтобы служащий мог изменять его положение по горизонтальной и вертикальной оси. Корпус системного блока должен быть выполнен в спокойных тонах без блестящих элементов, так как в процессе работы на них отражаются блики, которые становятся причиной повышенной нагрузки на зрение. С целью снижения утомляемости глаз, монитор должен иметь регулировку контрастности и яркости, чтобы служащий мог установить комфортную ему интенсивность передачи света и цвета.

Согласно действующим правилам работодатель обязан организовать рабочее место служащего исходя из требований к:

  • Помещению;
  • Освещению;
  • Мебели и прочему.

Требования к помещениям для работы с компьютером

Сегодня не редко можно встретить рабочие помещения площадью всего 10-12 кв. м, на которых трудится по пять-шесть человек одновременно. Однако такие условия работы считаются грубым нарушением установленных СанПиН правил, согласно которым необходимое рабочее пространства для сотрудника, работающего с компьютером долее 50% трудового времени, зависит от вида используемого им монитора:

  1. На базе электролучевой трубки – рабочая площадь для одного трудящегося должна быть не менее 6 кв. м;
  2. Плазменный или ЖК монитор – позволяет снизить этот показатель до 4,5 кв.м.

Согласно действующим рекомендациям, окна в таких помещениях лучше располагать на северной и северо-восточной части. А в случае, если производственная площадь не имеет естественного освещения, то руководитель фирмы должен обеспечить служащих искусственным освещением в необходимом объеме. Согласно требованиям законодательных норм, для этого необходимо провести специальные расчеты, что на практике производиться крайне редко.

Размещение рабочих столов служащих осуществляется таким образом, чтобы расстояние между ними не было меньше 2 м, а между боковыми частями мониторов – от 1,2 м. Также СанПиН содержит требования касающиеся степени вибрации, интенсивности звуковых и электромагнитных воздействий, а также микроклимата в помещении.

Освещение на рабочем месте

Правилам освещения помещений, в которых трудятся работники, использующие компьютеры, уделяется в СанПиН особое внимание. Это связанно с тем, что от интенсивности освещения напрямую зависит степень утомляемости зрения.

Согласно требованиям Санитарных правил источники естественного света лучше располагать с северной, северо-восточной стороны помещения. Искусственное освещение рекомендуют организовывать с помощью люминесцентных ламп имеющих форму линий (сплошных или прерывистых). Устанавливаться они должны сбоку от рабочей поверхности, а при круговом размещении трудовых мест – локализировано, над столом, ближе к оператору. Уровень местного освещения на рабочей поверхности должен быть в пределах 300-500 лк.

При выборе компьютерных столов для оборудования рабочего помещения необходимо учитывать ряд аспектов:

  • Конструкция мебели должна соответствовать специфике работы и числу необходимого дополнительного оборудования для её выполнения;
  • Ширина стола должна составлять не менее 800 мм и не более 1400 мм;
  • Глубина – от 800 до 1000 мм;
  • Высота – 725 мм.

Обычный офисный стул при оборудовании рабочих мест для пользователей ПК использовать не рекомендуется, так как он не имеет необходимых эргономических свойств. Правильная мебель обеспечивает необходимую поддержку для спины и позволяет снизить нагрузку с этой области, а также шейно-плечевой области. Лучше, если кресло будет иметь подъемный механизм, позволяющий отрегулировать его высоту.

Согласно п.9.3 и п.10.5 СанПиН для пользователей компьютеров, работающих с ними более половины трудового времени, необходимо предусмотреть и специальную подставку для ног, высотой до 15 см, а шириной от 30 см.

Кроме того, данная норма содержит в себе требования, касающиеся организации рабочего пространства при реализации творческой деятельности, связанной со значительными умственными нагрузками и длительной концентрацией. Такие площади лучше изолировать с помощью непрозрачных перегородок высотой от полутора до двух метров.

Перерывы в работе

С целью недопущения повышенной утомляемости служащих, работающих с ЭВМ, п.1.3 приложения №7 к СанПиН, рекомендует при разработке трудовых смен, чередовать деятельность с использованием ПК и без него. В случае, если работа предусматривает постоянный контакт с компьютерной техникой, то следует организовать перерывы в работе служащих на 10-15 минут в течение каждого часа. Согласно ч.1 ст.109 ТК РФ, эти перерывы входят в состав рабочего времени, а при ночных сменах продолжительность отдыха увеличивается на 30%.