Протокол 6 конвенции. Протоколы к европейской конвенции

к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Относительно отмены смертной казни

Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997г. в г.Страс-
бурге. Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ
письмом Прези-
дента РФ от 6 августа 1999 года N Пр-1025

При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Рос-
сия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Феде-
рации

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Кон-

считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета
Европы, выражает общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни
или казнен.

Статья 2
Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за
действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подоб-


ное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответ-
ствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета
Европы соответствующие положения этого законодательства.

Статья 3
Запрещение отступлений от соблюдения обязательств

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Кон-
венции не допускаются.

Статья 4
Запрещение оговорок

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи
57 Конвенции не допускаются.

Статья 5
Применение к территориям


рию или территории, к которым применяется данный Протокол.

2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, на-
правленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить
применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в
заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый
день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобно-
го заявления.


ющееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомле-
ния, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с перво-
го дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного
уведомления.



Статья 6
Связь с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1-5 настоящего Протокола как
дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются
соответственно.

Статья?
Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания государствами-членами Сове-
та Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию
или одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать,
принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предше-
ствующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы


о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета
Европы.

Статья 8
Вступление в силу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующе-
го за датой, на которую пять государств-членов Совета Европы выразят свое
согласие взять на себя обязательства по Протоколу в соответствии с положе-
ниями статьи 7.

2, Для любого государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя
обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день
месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или до-
кументов о принятии или одобрении.

Статья 9
Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства-члены Совета
Европы о:

a. любом подписании;

b. сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или
одобрении;

c. дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 5 и 8;

d. любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данно-
му Протоколу.


Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на английском и французском
который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направит заве-
ренные копии каждому подписавшему Протокол государству.

Протокол № 7
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол,
преисполненные решимости принять дальнейшие меры по обеспечению кол-
лективного осуществления некоторых прав и свобод посредством применения Кон-
венции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября
1950 года (далее именуемой «Конвенция»),
согласились о нижеследующем:


Статья 1
Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев

1. Иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какото-
либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения,
принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность:

a. представить аргументы против своей высылки,

b. пересмотра своего дела, и

c. для этих целей быть представленным перед компетентным органом или
одним или несколькими лицами, назначенными таким органом.

2. Иностранец может быть выслан до осуществления своих прав, перечислен-
ных в подпунктах (а), (Ь) и (с) пункта 1 данной статьи, если такая высылка необхо-
дима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями нацио-
нальной безопасности.

Статья!
Право на апелляцию по уголовным делам

1. Каждый человек, осужденный судом за совершение уголовного преступления
имеет право на то, чтобы его приговор или наказание были пересмотрены вышесто-
ящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на
которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.

2. Из этого права могут делаться исключения в отношении незначительных
правонарушений в соответствии с законом или когда соответствующее лицо было
судимо уже в первой инстанции Верховным судом или осуждено по рассмотрении
апелляции против его оправдания.

Статья 3
Компенсация в случае судебной ошибки

Если какое-либо лицо на основании окончательного решения было осуждено за
совершение уголовного преступления и если впоследствии вынесенный ему приго-
вор был пересмотрен, или оно было помиловано на том основании, что какое-либо
новое или вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает, что имела
место судебная ошибка, то лицо, понесшее наказание в результате такого осужде-
ния, получает компенсацию согласно закону или практике соответствующего госу-
дарства, если только не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство не
было своевременно обнаружено полностью или частично по его вине.

Статья 4
Право не привлекаться к суду или повторному наказанию

1. Никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном
порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за
которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с
законом и уголовно-процессуальным законодательством этого государства.

2. Положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению
дела в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами соответству-


юшего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обсто-
ятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены суще-
ственные нарушения, повлиявшие на исход дела.

3. Отступления от выполнения настоящей статьи на основании положений ста-
тьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 5
Равноправие супругов

Супруги обладают равными правами и равной ответственностью частноправо-
вого характера в отношениях между собой и со своими детьми в том, что касается
вступления в брак, во время пребывания в браке и при его расторжении. Настоящая
статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы
для соблюдения интересов детей.

Статья 6
Применение к территориям

1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей рати-
фикационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать террито-
рию или территории, на которые распространяется действие данного Протокола, и
указать, в каких пределах оно обязуется применять положения настоящего Прото-
кола к этой территории или этим территориям.

2. Любое государство может впоследствии в любое время, путем направления
заявления Генеральному секретарю Совета Европы, распространить применение
настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. Про-
токол вступает в силу в отношении такой территории в первый день месяца, следу-
ющего по истечении двух месяцев с даты получения Генеральным секретарем тако-
го заявления

3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и каса-
ющееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано или изменено
путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы. Отзыв или изменение
вступают в силу в первый день месяца, следующего по истечении двух месяцев,
считая с даты получения Генеральным секретарем такого уведомления.

4. Заявление, сделанное в соответствии с положениями настоящей статьи, рас-
сматривается как сделанное в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конвенции.

5. Территория любого государства, к которой настоящий Протокол приме-
няется в силу ратификации, принятия или одобрения этим государством, и каж-
дая из территорий, к которой настоящий Протокол применяется в силу заявле-
ния этого государства в соответствии с положениями настоящей статьи, могут
рассматриваться как отдельные территории для цели ссылки на территорию госу-
дарства в статье 1.

6. Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с положениями
пунктов 1 и 2 настоящей статьи, впоследствии может в любое время заявить от
имени одной или нескольких территорий, к которым это заявление относится, что
оно признает компетенцию Суда принимать жалобы от физических лиц, неправи-
тельственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей
34 настоящей Конвенции, в отношении статей I - 5 настоящего Протокола.


Статья?
Связь с Конвенцией

1. Государства-участники рассматривают положения статей 1-Ь настоящего Про-
токола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции при-
меняются соответственно

Статья»
Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания государствами-членами Совета
Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или
одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать, принять
или одобрить настоящий Протокол без предшествующей или одновременной рати
фикации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или
одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30
марта 1998 г. №54-ФЗ

Статья 9
Вступление в сапу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по
истечении двух месяцев, считая с даты, когда семь государств-членов Совета Евро-
пы выразят свое согласие быть связанными Протоколом в соответствии с положе-
ниями статьи 8.

2. Для любого государства-члена, которое впоследствии выразит свое согласие
быть связанным Протоколом, он вступит в силу в первый день месяца, следующего
по истечении двух месяцев с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты
или документа о принятии или одобрении.

Статья 10
Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомит все государства-члены Совета
Европы:

a. о любом подписании;

b. о сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии
или одобрении:

c. о дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии с положения-
ми статей 6 и 9:

d. о любом ином акте, уведомлении или заявлении, относящемся к настоящему
Протоколу

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномо-
ченные, подписали настоящий Протокол.


Совершено в Страсбурге 22 ноября 1984 года на английском и французском
языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре,
который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы
направляет заверенную копию каждому Государству-члену Совета Европы.

Протокол RC-6 компании Philips является развитием протокола RC-5, что понятно из его наименования. Протокол универсален и хорошо проработан. Вследствие его универсальности, в зависимости от назначения, протокол имеет множество реализаций. Здесь рассмотрим только основные параметры протокола.

Особенности протокола:

  • Бифазный способ кодирования данных (похоже на код Манчестер)
  • Модулированный сигнал, несущая частота 36 кГц
  • Различная информационная емкость посылки в зависимости от назначения
  • Множество определенных протоколом вариантов формата, в зависимости от назначения
  • Определенный форматом перечень команд для обеспечения совместимости

Передача информации в протоколе RC-6 выполняется модулированными сигналами ИК излучения с базовой частотой 36 кГц и скважностью от двух до четырех. Кодирование информации производится аналогично коду Манчестер. Передача битов информации производится последовательностью паузы и сигнала, причем при передаче "нуля", передается сначала пауза, затем пакет несущей частоты, а при передаче "единицы" - сначала пакет несущей частоты, затем - пауза. Кстати, это прямо противоположно формату RC-5.

Базовой единицей времени (Ƭ) в протоколе принято время, равное 16 периодам несущей частоты (444 мкс). В протоколе определяется пять символов, с помощью которых формируется пакет:

  • Предварительный импульс 6Ƭ (2.666 мс) и пауза 2Ƭ (889 мкс)
  • Нормальные биты информации. Время передачи бита - 2Ƭ (889 мкс), соответственно, половина этого времени передается пакет несущей частоты (16 периодов) и столько же занимает передача паузы.

  • Завершающие биты информации. Время передачи бита удвоено - 4Ƭ (1.778 мс), соответственно, половина этого времени передается пакет несущей частоты (32 периода) и столько же занимает передача паузы.

Предварительный импульс и завершающие биты используются только в заголовке посылки. Поскольку протокол определяет множество вариантов формата, рассмотрим только один из них. Структура посылки, вариант 1, используемый в основном в бытовой технике, позволяет адресовать 256 различных устройств.

Посылка имеет несколько информационных полей:

Заголовок пакета

Заголовок пакета состоит из четырех частей:

  • В начале передается предварительный импульс (LS). Предварительный импульс в основном требуется для установки режима приемника - усиления и уровня нуля.
  • Затем передается стартовый бит (SB). Его значение всегда равно единице. Стартовый импульс используется для временнóй калибровки приемника.
  • Далее передается код режима, три бита (MB2...MB0). В нашем примере код режима равен "000".
  • В конце заголовка передается завершающий бит (TR). Длительность завершающего бита в два раза больше нормальных бит. Завершающий бит, аналогично toggle bit в протоколе RC-5, меняет свое значение при каждом последующем нажатии кнопки пульта. Этот бит позволяет отличить два нажатия на одну кнопку от удержания кнопки в нажатом состоянии.
Поле адреса

Поле адреса имеет длину 8 бит и несет информацию об адресе приемника. Такой размер поля адреса в варианте 1 протокола позволяет адресовать до 256 различных устройств. Адрес передается старшим битом вперед.

Поле информации

Поле информации имеет длину 8 бит и несет информацию команде. Такой размер поля информации в варианте 1 протокола позволяет передавать до 256 различных команд. Код команды передается старшим битом вперед.

Пауза

Пауза обязательно присутствует после окончания передачи пакета. Анализ наличия паузы необходим для исключения искажений и конфликтов. Минимальное время паузы составляет время 6Ƭ, равное 2.666 мс.

16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Государственная дума должна была ратифицировать его до мая 1999 года. Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией (единственной из государств-членов Совета Европы), с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации. По мнению экспертов, если РФ откажется от ратификации, Россия и её граждане скорее всего испытают мощный удар возмущения, угроз по изгнанию России из международных организаций.

В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола №6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола №6).

Мораторий КС РФ на вынесение смертных приговоров. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П

2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок её исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола №6 либо его отклонении органами законодательной власти не рассматривается уже более 10 лет.

С 1 января 2010 года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике.

В 2009 году возникли опасения, что смертная казнь может быть восстановлена в РФ с 2010 года. Отдельные юристы высказали мнение, что хотя Россия и не ратифицировала протокол №6, подписание его президентом означает, что Россия должна вести себя в соответствии с его положениями до его ратификации (Венская конвенция). В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.

По мнению Верховного суда, постановление КС 1999 года «указывает на временный характер института смертной казни, предполагая полную его отмену, неясно, может ли назначаться наказание в виде смертной казни после более чем десятилетнего перерыва с учетом того, что РФ подписала Протокол №6 к Европейской конвенции и до настоящего времени не выразила ясно своего намерения отказаться от участия в этом договоре». Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин заявлял, что, по сути, смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически, и поэтому с 1 января 2010 года возвращения к ней не будет. «Любое применение смертной казни будет означать наш выход из Европейской конвенции, а значит, и из Совета Европы. Так что, фактически, у нас есть полная отмена смертной казни - на мой взгляд, это абсолютно четкая юридическая позиция», - заключил Лукин.

Признание невозможности назначения смертной казни Конституционным Судом РФ. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 года №1344-О-Р

  • 19 ноября 2009 года Конституционный суд России принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры.
  • 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П» признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до её отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

Конституционный Суд РФ также указал, что Российская Федерация связана требованием статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею Протокол №6 его объекта и цели до тех пор, пока она официально не выразит свое намерение не быть его участником (то есть пока не будет отозвана подпись под данным документом). Поскольку основным обязательством по Протоколу №6 является полная отмена смертной казни, то в России с 16 апреля 1997 года (даты подписания Протокола) смертная казнь применяться не может, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.

После того как зампред комитета Госдумы по обороне единоросс Франц Клинцевич в августе 2012 года предложил вернуть высшую меру для военных преступников, педофилов и крупных коррупционеров, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов пояснил, что теперь снять мораторий можно, только изменив Конституцию: «Эта позиция не может быть отменена. Только если будет пересмотрена действующая Конституция. Я думаю, что дискуссии на эту тему будут подниматься, потому что есть люди, которые считают, что наступило время репрессий, но это не так, оно не наступило и не наступит никогда».

Совсем недавно Россию вновь упрекнули в невыполнении
одного международного обязательства. Генеральный
секретарь Совета Европы Терри Дэвис, комментируя
невыполнение Россией обязательства об отмене
смертной казни, заявил: «Меня удивляет попытка
российских официальных лиц представить дело так, что
Москва уже выполнила это обещание. В
действительности решение об отмене смертной казни не
ратифицировано российскими законодателями, а значит
— отмена не произведена. Россия оказалась
единственной из 46 стран
— членов Совета Европы, не реализовавшей это
обязательство».

Девять лет назад Россия была принята в члены Совета
Европы и 28 февраля 1996 г. подписала протокол N 6
от 29 апреля 1983 г. к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод. Этот
протокол запрещает применение в мирное время
смертной казни в качестве уголовного наказания. В
связи с подписанием Россией протокола N6 Президентом
России Борисом Ельциным был подписан в мае 1996 г.
специальный Указ «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы». По распоряжению Ельцина с августа 1996 г.
«расстрельные» приговоры перестали приводиться в
исполнение.

Конституционный суд Российской Федерации 2 февраля
1999 г. вынес постановление, согласно которому
смертная казнь не может назначаться до начала
функционирования по всей стране суда присяжных.
Последний российский регион, в котором с 2007 г.
начнут работать суды присяжных, — это Чеченская
республика. Поэтому не исключено, что уже в 2007 г.
в России будет восстановлена смертная казнь в
качестве уголовного наказания. Для окончательной
отмены вынесения в России смертных приговоров
необходима ратификация федеральным парламентом
упомянутого протокола N 6.

Последний раз Государственная Дума официально
обращалась к вопросу об отмене моратория на смертную
казнь 22 сентября 2004 г. В тот день депутаты
отклонили поправки к постановлению Думы,
предусматривающие отказ от ратификации протокола N
6. При необходимых 226 голосах поправки поддержали
только 95 депутатов.

На сегодняшний день ситуация с протоколом N 6
сложилась довольно странная: с одной стороны,
законодатели официально не отказываются
ратифицировать этот протокол, а с другой — пока не
собираются его ратифицировать. Депутаты выжидают. Их
можно понять: им и перед цивилизованной Европой
стыдно, и перед собственным народом неудобно.

Как выразил мнение большинства депутатского корпуса
Павел Крашенинников, пойти сегодня на отмену
смертной казни мешает парламенту «общественное
мнение». А «общественное мнение», как правильно
догадался читатель, это и есть мнение тех самых
россиян, которые ходят на выборы и в декабре 2003 г.
избрали ныне действующих депутатов Государственной
Думы. Это мнение тех самых россиян, которые сегодня
живут в стране, становящейся мировым лидером по
количеству убийств. Только в прошлом году в России,
по данным официальной статистики, было совершено
31553 убийства и покушений на убийства, 57352
умышленных причинения тяжкого вреда здоровью, от
которых немало людей скончалось.

Сегодня в мире в 78 государствах и их
территориальных образованиях сохраняется смертная
казнь. В их числе США, Япония, Китай, Иран, Вьетнам
и другие государства. Приведу несколько цифр по
такой стране, как США. В законодательстве 38 из 50
штатов США предусмотрена высшая мера наказания.
Кроме того, в этой стране смертная казнь
предусмотрена за отдельные виды преступлений и в
федеральном законодательстве. В настоящее время в
США около 4000 человек ожидают исполнения смертного
приговора.

По данным организации «Международная амнистия», на
протяжении 2003 г. в мире было казнено, по меньшей
мере, 1146 человек в 28 странах, в 63 странах еще
2756 человек были приговорены к смерти.

В 1992 г. Верховным Советом России было разрешено
при помиловании заменять смертную казнь пожизненным
заключением, а с 1996 г. в нашей стране этот вид
наказания назначается вместо смертной казни. Если в
1997 г. пожизненное лишение свободы отбывали 177
человек, то к началу 2003 г. — уже 1115 человек.
Подавляющее большинство осужденных совершили два и
более убийств. В среднем на одного приговоренного к
пожизненному заключению приходится четыре жертвы.
Средний возраст этих преступников — 33 года. Кстати,
в России содержание одного пожизненного осужденного
в год обходится в сумму около 3000 евро.

…В одном из недавних своих интервью Александр
Солженицын привел малоизвестный исторический эпизод:
«Отец писателя Набокова, Владимир Дмитриевич
Набоков, крупный российский государственник,
общественный деятель, поставил своей целью отменить
в России смертную казнь (отчасти под влиянием
Толстого). Он посвятил двадцать лет своей жизни этой
главной цели — с конца XIX века и до сентября 1917
г. Почему все это кончилось в сентябре 17-го? К
сентябрю 17-го развалилась вся разляпистая мерзость
февраля, начались убийства без всяких причин, без
охранной ненаказуемости. Набоков пришел в
Петроградскую городскую думу и третьего сентября
произнес речь: «Я двадцать лет боролся за полную
отмену смертной казни. Я ошибался. Мы не можем
бороться с этим иначе, как смертной казнью. Бывают
такие случаи, когда для спасения всего общества, для
спасения государства смертная казнь нужна…»

Представители обеих взаимоисключающих позиций — за
сохранение смертной казни и за ее отмену — выдвигают
весомые аргументы, которые достойны внимания и
изучения. Но решение по этой тяжелейшей проблеме
должно быть принято одно.

На мой взгляд, наиболее правильный выход из
создавшейся ситуации — это проведение
общероссийского референдума по вопросу о смертной
казни. Ведь по Конституции самый главный
законодатель в нашей стране — это народ. Не зря же
говорят: глас народа — глас божий.

И являются дополнительными статьями к Конвенции
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ

Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения" (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 настоящего Протокола, его статьи 1 - 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с момента его вступления в силу 21 сентября 1970 г.
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней" (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)

Согласно ст. 6 1 - 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Относительно отмены смертной казни" (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей - являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997 г. в г.Страсбурге.
Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ письмом Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025.

При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Федерации.

Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 - 6 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 августа 1998 г.

Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.)
(отменен)

Согласно ст. 1 Протокола, положения его статей 2 - 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
Протоколом N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 11 мая 1994 г.) настоящий Протокол отменен.

Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.)
(не действует)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол не вступил в силу и утратил свою цель с 1 ноября 1998 г. - даты вступления в силу Протокола N 11 от 11 мая 1994 г.

Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией"
(Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 г.

Протокол N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 2000 г.)
(не вступил в силу)

Протокол подписан от имени Российской Федерации 4 ноября 2000 г.
Протокол не ратифицирован Российской Федерацией.
Протокол не вступил в силу.

Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах ETS N 187
(Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

Российская Федерация не подписала и не ратифицировала настоящий Протокол
Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г.

Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции
(Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Российская Федерация подписала настоящий Протокол согласно распоряжению Президента РФ от 13 апреля 2006 г. N 174-рп.